МБОУ «Начальная школа – детский сад № 44»
город Белгород
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    1. Целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    2. Конфиденциальность информации;
    3. Доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

    • Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
    • Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
    • Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

    Памятка

    Детские безопасные сайты

    Сайты о безопасности
    http://i-deti.org/safety-content/ 
    ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
    http://www.internet-kontrol.ru/
    РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА
    http://rgdb.ru/pravila-biblioteki/pravila-bezopasnogo-interneta
    Азбука безопасности / Сайт предназначен для детей, юношества, взрослых.
    http://azbez.com/safety/internet
    ДЕТИ РОССИИ он-лайн / «Премия Рунета 2011»
    http://detionline.com/
    ДЕТИ он-лайн /Линия помощи
    http://detionline.com/helpline/about
    ФОНД РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ 
    http://www.fid.su/
    ЛИГА БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА
    http://www.ligainternet.ru/inform-about-illegal-content
    ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ
    http://detionline.com/mts/abou

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • нежелательное содержимое сайтов, пропагандирующих экстремизм, насилие и формы поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм
    • прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи
    • различные виды мошенничества

    Педагогам

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    1. доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    2. целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    3. конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    • Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    • Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    • Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    • Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    «Разбираем Интернет»

    На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков. Проект «Разбираем Интернет» рассказывает об устройстве электронного мозга сетевого пространства и направлен на повышение цифровой компетентности учеников российских школ. Учебная часть проекта состоит из 4-х обучающих модулей для школьников. Для учителей - методическое пособие и практикум для проведения занятий. Интерактивная часть включает в себя игру и тестирование, которые призваны оценить уровень подготовки ученика. 

    Портал «Безопасный инет для детей»

    Портал содержит ссылки и краткие аннотации на проверенные источники информации развлекательного и образовательного характера. Все упомянутые здесь ресурсы надежны, безопасны и разработаны профессионалами с учетом психологических особенностей и потребностей представителей юной аудитории пользователей глобальной сети. Рекомендованные здесь сайты способны привлечь внимание и заинтересовать не только детей различных возрастных категорий, но и содержат актуальную и полезную информацию для взрослых - родителей, педагогов, психологов.

    Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

    Портал вобрал в себя целый спектр возможностей для педагога.

    Библиотека учебно-методических материалов. В библиотеке сети собрано 3279920 учебно-методических материалов с очень удобной системой поиска. На странице Тематические подборки материалов можно быстро найти материалы по наиболее популярным темам.

    Лаборатория педагогического мастерства. Не секрет, что диалог учителя и ученика подчас сложен и ставит педагога в затруднительную ситуацию. Найти достойный выход часто помогает взгляд со стороны.      В лаборатории педагогического мастерства можно предложить и обсудить различные затруднительные педагогические ситуации.

    Виртуальный университет. Каждый участник проекта сможет разработать и воплотить в жизнь свои авторские учебные курсы по интересующей его теме для широкого круга пользователей. Здесь можно повышать свою квалификацию, проходя дистанционное обучение.

    И другие возможности.

    Методические и справочные материалы


    Всероссийская просветительская  эстафета "Мои финансы". Советы, которые помогут достигнуть финансовой цели.

    Фотографии о информационной безопасности

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie